Изменение характера процесса коллективного обсуждения: признание ценности единства и справедливости

Statements

Изменение характера процесса коллективного обсуждения: признание ценности единства и справедливости

Комиссия социального развития Сорок восьмая сессия 3–12 февраля 2010 года Пункт 3(а) предварительной повестки дня Последующие мероприятия по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и двадцать четвертой специальной сессии Генеральной Ассамблеи: приоритетная тема: социальная интеграция

New York—3 February 2010
Бахаистское международное сообщество (отделение Организации Объединенных Наций), являющееся международной организацией, имеющей специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете

Генеральный секретарь получил прилагаемое ниже заявление, которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37 резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.

Заявление

 

 Изменение характера процесса коллективного обсуждения: признание ценности единства и справедливости

 

Наиболее притягательной моделью для интеграции мировых культур и народов служит процесс жизнедеятельности человеческого организма с присущей ему сложностью и скоординированностью. В организме функционируют миллионы клеток самых разнообразных по форме и функциям, которые взаимодействуют, чтобы сделать существование человека возможным. Каждая крохотная клетка играет свою роль в сохранении здорового тела; с самого начала каждая из них связана с продолжающимся на протяжении всей жизни процессом, в котором она что‑то отдает и что‑то получает. Аналогичным образом, прилагаемые во всем мире усилия по созданию общин, которые в своей жизни руководствуются ценностями сотрудничества и взаимности, бросают вызов понятиям о том, что человек по своей натуре в основном эгоистичен, склонен к соперничеству и движим материальными соображениями. Растущее осознание общности людей, скрывающейся под покровом нашей разного рода самоидентификации, по‑новому определяет наши отношения друг с другом как народов, наций и коллективных хранителей нашей природной среды. Понимание того, что все мы являемся частью одной неделимой человеческой семьи, может вызывать неприятие в некоторых обществах или приветствоваться в других как освобождение от удушающего угнетения, но как бы то ни было оно становится стандартом, в соответствии с которым дается оценка нашим коллективным усилиям.

В этот период перехода к новому социальному порядку процессы социальной интеграции набирают ход вместе со связанными с этим процессами дезинтеграции. Разрушенные моральные устои, отслужившие свой век институты и чувство разочарования служат источником хаоса и упадка общественного порядка, в то время как объединяющие силы создают новые основы для сотрудничества и изменяют характер и масштабы коллективной деятельности. О таких объединяющих процессах свидетельствуют расширяющиеся социальные сети, чему, в частности, способствуют информационная технология; расширенное избирательное право и организованное участие в процессах управления; коллективные подходы к формированию и распространению знаний; масштабность просветительской работы и работы по повышению уровня осознания взаимозависимости людей; эволюция новых механизмов международного сотрудничества. Аналогично можно наблюдать формирующиеся процессы принятия решений, которые носят все более инклюзивный, объединяющий и справедливый характер и бросают вызов местничеству как средству решения проблем, с которыми сталкиваются во все большей степени взаимозависимые общины.

В этом контексте Бахаистское международное сообщество хотело бы поделиться своим опытом, связанным с процессом коллективного рассмотрения вопросов, именуемого «консультация», который является основой для обсуждения и принятия решений в бахаистских общинах в мире. Консультация — это один из подходов к коллективному рассмотрению вопросов, который является объединяющим, а не разделяющим. Участников побуждают свободно выражать свои мысли в ходе обсуждения, но в достойной и вежливой манере. Обязательной является обособленность от чьей‑то позиции или мнения, и после того, как идея озвучена, она более не ассоциируется с тем, кто ее высказал, а становится материалом, который группа может принять, изменить или отклонить. По мере того, как консультация разворачивается, участники стремятся определить и применить моральные принципы, актуальные для рассматриваемого вопроса. Они могут касаться равенства мужчин и женщин, регулирования деятельности по охране окружающей среды, ликвидации предрассудков и ликвидации крайних проявлений богатства и нищеты. В отличие от пристрастных конфронтации или обсуждений такой подход преследует цель перенести дискуссию ближе к центру, уходя от коллизии претензий и интересов и становясь на платформу принципов, на которой возрастает вероятность того, что обнаружатся и возобладают коллективные цели и направления действий.

Большое значение придается разнообразию точек зрения и вкладов, которыми отдельные лица обогащают дискуссию. Разнообразие используется для повышения уровня содержательности коллективного рассмотрения вопросов и обсуждений. Активно испрашиваемые мнения у тех, кто обычно исключен из процесса принятия решений, не только расширяют диапазон интеллектуальных ресурсов, но и способствуют формированию чувства доверия, сопричастности и взаимной приверженности, необходимого для коллективных действий. Например, признание роли многообразия и поощрение тех, кто в меньшинстве, помогают формировать практику избрания местных управляющих советов (именуемых местными духовными ассамблеями) в бахаистских общинах; в случае равного распределения голосов должность предоставляется кандидату от меньшинств.

Однако многообразие точек зрения как таковое не дает общинам средства для ликвидации разногласий или урегулирования социальной напряженности. В процессе консультации ценность многообразия неразрывно связана с целью единства. Это не идеализированное единство, а то единство, которое признает различия и направлено на то, чтобы устранить их в рамках процесса принципиальных обсуждений. Это является единством в многообразии. Хотя у участников разные точки зрения или понимание вопросов, они взаимно обсуждают и анализируют расхождения во взглядах на совместной основе в рамках консультации, базируясь на приверженности процессу и принципам, которые его направляют. В условиях, когда секты, политические фракции, конфликтующие группы и укоренившаяся дискриминация ослабляют общины и ставят их перед опасностью эксплуатации и угнетения, единство, основанное на справедливости, является качеством взаимодействия людей, которое необходимо поощрять и защищать. Принцип «единство в многообразии» применяется также и к механизму выполнения решения консультирующего органа: все участники призваны поддерживать решение, вынесенное группой, независимо от мнений, выраженных ими в ходе обсуждений. Если решение оказывается неправильным, все участники сделают выводы из недостатков и, в случае необходимости, пересмотрят решение.

Принципы и задачи консультативного процесса зиждятся на понимании того, что люди по существу благородны, у них есть разум и совесть, а также способности для познания, понимания, сострадания и служения во имя общего блага. При иной точке зрения навешивание таких ярлыков, как «маргинализованные», «нищие» или «уязвимые» с акцентом на упор в потребностях и недостатках, зачастую затушевывает эти человеческие качества и способности. Потребности и лежащие в их основе несправедливости, вне всякого сомнения, должны рассматриваться в рамках консультативного процесса, однако люди, являющиеся участниками консультации, должны стремиться к тому, чтобы рассматривать друг друга с учетом присущего им достоинства и потенциала. Каждому из них должна быть предоставлена свобода обращаться к разуму и совести; высказывать свои мнения; самостоятельно искать правду и смысл; и смотреть на мир своими глазами. Многим из тех, кто не испытал таких свобод, консультация помогает начать этот процесс, благодаря которому они постепенно становятся движителями своего собственного развития и полными участниками жизни мировой цивилизации.

Опыт международного сообщества бахаистов, проживающих в 188 странах и на 45 территориях, свидетельствует о том, что консультативный процесс имеет универсальный характер и не отдает предпочтения какой‑либо одной культуре, классу, расе или полу. Бахаисты стремятся применять принципы консультаций в своих семьях, общинах, организациях, бизнесе и выборных органах. Эта практика по мере ее совершенствования позволяет участникам лучше разбираться в рассматриваемых вопросах и понимать их; формировать более конструктивные способы выражения мнений; ориентировать разнообразные таланты и позиции на достижение общих целей; координировать идеи и практические дела; и обеспечивать справедливость на каждом этапе процесса. В целях расширения и применения указанных интеграционных процессов во всем мире и создания для них возможности действительно приносить свои плоды необходимо сочетать их с усилиями, направленными на обеспечение всеобщего образования, реформирование моделей управления, ликвидацию предрассудков и крайних проявлений богатства, нищеты, а также пропаганду международного вспомогательного языка для облегчения коммуникации между всеми народами и странами. Благодаря таким усилиям появятся объединяющие и справедливые формы социальной интеграции, используя которые все народы могут сообща двигаться к цели построения нового общественного порядка.

В заключение мы предлагаем вам присоединиться к совместному процессу рассмотрения и обсудить следующие вопросы. В отношении консультации: какие предположения относительно характера человека и социальной организации лежат в основе состязательного характера моделей обсуждения и принятия решений (например, дискуссии, пропаганда, местничество и т.д.)? Какие мнения о характере человека порождают взаимные и совместные модели обсуждения и принятия решений? Каким образом мы можем формировать процессы обсуждения, поощряющие свободу выражения мыслей и обеспечивающие единство участников? Какие социальные структуры необходимо создать для поддержки более инклюзивных процессов обсуждения и принятия решений? Какова роль руководства и власти в объединении процессов обсуждения и принятия решений? Какие имеются дополнительные примеры интеграционных процессов принятия решений? Что касается социальной интеграции, то как можно снять социальную напряженность в контексте объединения? Как мы добиваемся того, чтобы повышение уровня осознания и устранения условий, связанных с несправедливостью в отношении какой‑либо конкретной группы, не усиливали разъединяющих различий? Как мы обеспечиваем то, чтобы акцент на ценностях единства не усиливал пассивные традиции смирения и обреченности, а усиливал желание бороться за справедливость?